Своим появлением опера как жанр музыкально-драматического искусства обязана именно Италии. Да и само слово «опера» происходит от итальянского ‒ «сочинение, труд». Начиная с XVII в., первенство в этом виде искусства принадлежало попеременно Венеции и Неаполю до тех пор, пока в 1778 году в Милане не было закончено строительство нового театра – Ла Скала.
Чем же отличается опера в Милане от других театров мира? Превосходной акустикой, большой вместимостью (2015 мест после реконструкции), парадным убранством? Этим смогут похвастаться десятки и сотни других, менее известных, сценических площадок. Тем, что в Ла Скала выступали знаменитости мирового масштаба – от Марии Малибран до Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, а главными дирижерами театра были Артуро Тосканини и Риккардо Мути? Но звезды такого уровня полноценно работают и в Метрополитен-опера, и в Гранд Опера, и в Вене, и даже в Мехико.
Тем не менее, теперь, говоря о том, что собой представляет опера в Италии с точки зрения исполнительского, композиторского и дирижерского мастерства, каковы ее традиции и тенденции развития, мы подразумеваем: речь идет о Ла Скала. И сегодня многие туристы, которые не считают себя завзятыми театралами и поклонниками музыки, спешат попасть в этот театр даже во время краткосрочной поездки. Возможно, для того чтобы хотя бы слегка прикоснуться к его тайнам и его истории.
Ла Скала: из истории миланского чуда
Уже в 1816 году Стендаль называл театр Ла Скала в Милане «первым в мире театром». Великолепное техническое оснащение, роскошные постановки, лучшие исполнители со всего мира, вдохновившие великого француза на красочные очерки о посещении спектакля – этот секрет раскрывается довольно просто.